Укажите генотип организма, образующего один тип гамет — аВ:
Укажите генотип организма, образующего один тип гамет — аВ:
Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
Установите соответствие между представителями органического мира, изображенными на рисунках I—III, и их характерными признаками:
а — наличие кожно-мускульного мешка
б — радиальная симметрия тела
в — развитие со сменой хозяина
г — незамкнутая кровеносная система
д — реактивный способ передвижения
е — нервная система диффузного типа
Триплет РНК ЦАА кодирует только аминокислоту глицин, ЦГА — только аргинин. Это свойство генетического кода называется:
Выделение слизи добавочными клетками желез желудка происходит путем:
а — осмоса
б — фагоцитоза
в — эндоцитоза
г — экзоцитоза
Установите соответствие:
1 — аналогичные органы
2 — гомологичные органы
а — крылья соловья и крылья осы
б — жало пчелы и яйцеклад кузнечика
в — колючки кактуса и хвоинки пихты
г — корнеплод морковии луковица тюльпана
д — плавательный пузырь карпа и легкое синицы
Укажите правильно составленную пастбищную цепь питания:
Гибрид нектаплам получен путем скрещивания нектарина и сливы с последующим удвоением числа хромосом. При этом ученые применили:
На схеме строения цитоплазматической мембраны цифрой 1 обозначен(-ы):
В процессе сперматогенеза у млекопитающих различают четыре периода. В период размножения:
Определите отряд насекомых по описанию:
– развитие с неполным превращением;
– грызущий ротовой аппарат;
– некоторые виды откладывают яйца в почву с помощью яйцеклада.
Из четырех предложенных признаков три можно стнести к одной большой человеческой расе. Укажите «лишний» признак, который к этой расе не относится:
Укажите признаки, характерные для полового (I) и бесполого (II) размножения:
а) увеличивается численность особей;
б) потомки несут признаки обоих родительских организмов;
в) обеспечивается способностью к регенерации;
г) в нем участвуют две специализированные клетки — гаметы;
д) может осуществляться при помощи вегетативных органов;
е) один из способов — почкование.
Укажите пару насекомых, развивающихся с неполным превращением:
Даны элементы сердечно-сосудистой системы человека:
а — правое предсердие
б — верхняя полая вена
в — трехстворчатый клапан
г — легочный ствол
д — правый желудочек
Установите последовательность движения крови по ним, начиная от верхней полой вены:
Укажите, сколько на нижней челюсти у взрослого человека (в норме) зубов, которые относятся к типу, обозначенному на рисунке цифрой 1:
Пептид имеет следующую аминокислотную последовательность:
Иле-Мет-Вал-Ала-Сер-Цис.
Определите длину (нм) кодирующей цепи молекулы ДНК, если линейная длина одного нуклеотида в среднем составляет 0,34 нм.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Под плоидностью понимают количество одинаковых наборов хромосом в ядре клетки. Плоидность соматических клеток растения — 2. Укажите плоидность клетки синергиды, расположенной в зародышевом мешке на одном полюсе с яйцеклеткой.
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 8.
Установите личность ученого и запишите только фамилию:
— немецкий физиолог, живший в 1810−1882 гг;
— основываясь на работах М. Шлейдена и других ученых, в 1839 г. в книге «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений» рассмотрел клетку как универсальный структурный компонент животных и растений, сделал ряд обобщений, которые впоследствии назвали клеточной теорией.
Ответ запишите словом в форме именительного падежа.
На схеме представлены типы биотических взаимоотношений (знак «+» обозначает полезные для вида взаимодействия, «-» — отрицательные, «0» - нейтральные):
Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример:
1) сокол и голубь
2) скворец и воробей в гнездовой сезон
3) азотфиксирующие бактерии и люпин
4) львы и грифы, питающиеся остатками добычи львов
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв схемы. Например А2Б3В1Г4.
Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:
1) пырей;
2) береза;
3) сирень;
4) спирогира;
5) тимофеевка;
6) лиственница.
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .
Составьте последовательность возникновения структур животных в ходе эволюции:
1) нервная трубка
2) первичная полость тела
3) хитинизированная кутикула
4) шейный отдел позвоночника
5) три слуховые косточки в среднем ухе
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Выберите два примера комбинативной изменчивости:
1) изменение густоты шерсти при сезонной линьке
2) рождение голубоглазого ребенка у кареглазых гетерозиготных родителей
3) появление одного фиолетового лепестка у белоцветковой узамбарской фиалки
4) появление коротконогого барашка при скрещивании гомозиготных овец с ногами обычной длины
5) появление ребенка с I группой крови у родителей, имеющих II группу крови
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
Выберите три признака, характерные для ткани организма человека, обозначенной на рисунке буквой В:
1) сокращается произвольно;
2) содержит волокна эластина;
3) выполняет опорную функцию;
4) образует компактное костное вещество;
5) обеспечивает регуляцию функций в организме;
6) входит в состав стенок крупных кровеносных сосудов;
7) в межклеточном веществе располагаются кристаллы солей кальция
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
У удава окрас пятен на теле определяется двумя генами, один из которых локализован в аутосоме, а другой — в Z-хромосоме. Для появления коричневых пятен необходимо наличие доминантных аллелей обоих генов. Все остальные варианты генотипов приводят к развитию желтых пятен, в эксперименте скрестили чистые линии удавов: самку с коричневыми пятнами и рецессивного по обоим генам самца с желтыми пятнами. Затем гибриды скрестили между собой, при этом было получено 32 яйца. Рассчитайте, из скольких яиц вылупятся самки с желтыми пятнами, учитывая, что женский пол является гетерогаметным и расщепление соответствует теоретически ожидаемому.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Определите тип изменчивости для каждого из предложенных примеров:
A. зимой у сиамских кошек темнеет шерсть
Б. у тетраплоидной ржи зерновки крупнее, чем у диплоидных растений
B. рождение резус-положительного ребенка у резус-отрицательных родителей
Г. при переселении жителя равнин в горы количество эритроцитов в его крови увеличилось
Д. в результате скрещивания дигетерозиготных растений гороха с желтыми гладкими семенами появились потомки с зелеными морщинистыми семенами
1. мутационная
2. комбинативная
3. модификационная
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2ГЗД1.
Укажите способ(-ы) размножения протистов:
A. хлорелла
Б. спирогира
B. ламинария
Г. инфузория туфелька
Д. амеба обыкновенная
1. только половое
2. бесполое и половое
3. только бесполое с помощью спор
4. только бесполое путем деления надвое
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: Л1Б4В4ГЗД1.
В лаборатории студенты изучают моносомию. В их распоряжении имеется семь образцов клеток растений (роза, слива, фасоль), содержащих разное количество хромосом:
1) 25; 2) 13; 3) 15; 4)88; 5) 47; 6) 49; 7) 21.
Укажите номера трех образцов, которые являются объектами данного исследования, если известно, что гаплоидный набор хромосом у розы равен 7, у сливы — 24, у фасоли — 11 и каждый моносомик образовался в результате мутации по одной паре хромосом.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.
Выберите три верных утверждения, относящихся к эпителиальной ткани в организме человека:
1) образует связки и хрящи
2) выстилает ротовую полость
3) относится к пограничным тканям
4) входит в состав большинства желез
5) хорошо развито межклеточное вещество
6) представлена многоядерными клетками с заостренными концами
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .
Сердечный индекс определяется как отношение массы сердца к массе тела, выраженное в процентах. Проанализируйте приведённые на графике показатели.
Выявив общую закономерность, расположите следующих животных в порядке повышения их сердечного индекса:
1) тетерев
2) голубь сизый
3) лебедь-шипун
4) воробей домовой
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 214... .
Новорожденный ребенок непроизвольно обхватывает кистью вложенный ему в ладонь палец. Установите последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса от рецепторов кожи к скелетным мышцам, используя все предложенные элементы:
1) спинномозговой ганглий
2) аксон вставочного нейрона
3) задние рога спинного мозга
4) аксон двигательного нейрона
5) аксон чувствительного нейрона
6) дендрит чувствительного нейрона
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 214... .
В лаборатории студенты изучают полиплоидию. В их распоряжении имеется восемь образцов клеток сердечника, содержащих разное количество хромосом:
1) 17; 2) 24; 3) 32; 4) 14; 5) 15; 6) 46; 7) 48; 8) 8.
Укажите номера трех образцов, которые являются объектами исследования студентов, если известно, что в кариотипе диплоидного вида сердечника 16 хромосом.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Укажите верные утверждения:
1) в жизненном цикле мхов доминирует гаметофит;
2) кукушкин лен обыкновенный произрастает в лесах и на болотах;
3) в отличие от папоротников у сфагновых мхов имеются мертвые водоносные клетки, в которых накапливается вода;
4) сальвиния плавающая, орляк обыкновенный и щитовник мужской занесены в Красную книгу Республики Беларусь;
5) на нижней стороне листьев у кукушкиного льна обыкновенного и щитовника мужского располагаются спорангии, собранные в сорусы.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.
Определите структуру клетки по краткой характеристике:
A) двумембранный органоид, в котором протекает кислородный этап клеточного дыхания
Б) бесцветные пластиды, в которых запасаются питательные вещества — крахмал, белки, липиды
B) система микротрубочек, не ограниченная собственной мембраной; участвует в формировании веретена деления
Г) система каналов и полостей, окруженных мембраной, на поверхности которых синтезируются углеводы и липиды
1) рибосома
2) лейкопласты
3) митохондрия
4) клеточный центр
5) гладкая эндоплазматическая сеть
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например:А5Б5ВЗГ2.
У попугаев ген, определяющий длину ног, расположен в аутосоме. Укороченные ноги доминируют над длинными ногами, при этом у гомозиготных коротконогих птенцов сильно укорочены и клюв, и яйцевой зуб, они не могут пробить скорлупу и, не вылупившись, гибнут. Гены окраски оперения сцеплены с Z–хромосомой. Зеленая окраска оперения доминирует над желтой. При скрещивании попугаев с укороченными ногами и зеленым оперением между собой в их потомстве появилась длинноногая желтая самка. Какова вероятность (%) вылупления у этой пары среди самок особей с укороченными ногами и зеленым оперением? Учитывайте, что женский пол у попугаев гетеро- гаметный, а мужской — гомогаметный.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробное число округлите до целого), единицы измерения не указывайте. Например: 15.
Схематические рисунки 1—4 отражают особенности строения органов дыхания позвоночных животных. Для каждого животного подберите соответствующую схему:
A) ласка;
Б) сова болотная;
B) ящерица прыткая;
Г) хомяк обыкновенный;
Д) жерлянка краснобрюхая
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: МБ4ВЗГ2Д1.
Определите элементы живого организма по описаниям:
А) макроэлемент; входит в состав утлеводов, нуклеиновых кислот
Б) микроэлемент; входит в состав инсулина; участвует в синтезе гормонов растений
В) микроэлемент; входит в состав гемоглобина и миоглобина; участвует в клеточном дыхании
1) сера
2) цинк
3) железо
4) водород
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например:А5Б5ВЗ.
Укажите верные утверждения:
1) стрекозы развиваются с метаморфозом;
2) клещи, клопы, щитни относятся к классу Паукообразные;
3) у всех членистоногих тело разделено на головогрудь и брюшко;
4) у насекомых и пауков органы выделения — мальпигиевы сосуды;
5) у речного рака кровеносная система замкнутая, имеется мешковидное сердце;
6) у паука-крестовика на головогруди расположено шесть пар конечностей, первая из которых — хелицеры.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.